Курсы валют
на 31.05.2017Курс доллара США
Курс евро
Биржевой курс доллара США
Биржевой курс евро

Все валюты

Сегодня вторник, 30.05.2017: публикаций: 3353
Консультации. Опубликовано 02.03.2017 11:22  Просмотров всего: 430; сегодня: 1.

Банкротство граждан год спустя и какие изменения нас ждут?

Банкротство граждан год спустя и какие изменения нас ждут?

Как всем уже известно 1 октября 2015 г. вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом №154-ФЗ от 29.06.2015 в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), регулирующие порядок осуществления процедур банкротства в отношении граждан.

На сегодняшний день закон о Банкротстве граждан действует уже более года.

В предыдущих статьях мы рассмотрели особенности проведения собрания кредиторов граждан, проблемы в реализации норм о банкротстве граждан, сейчас же подведем итоги за год действия закона на практике.

Рассмотрим причины, которые препятствуют банкротству граждан.

Для абсолютного большинства должников закон о банкротстве физических лиц не работает. Согласно картотеке «Электронное правосудие», за первый год его действия полностью избавиться от долгов смогли 671 человек. - Иван Рыков (экономист, антикризисный управляющий).

Почему же закон о банкротстве граждан не сработал так, как планировали законодатели?

1. Критерий наличие задолженности более 500000 рублей и просрочка платежей в 3 месяца.

Такой высокий порог для признания гражданина банкротом существенно отличается от суммы, необходимой для признания банкротом юридического лица (задолженность триста тысяч рублей). Законодатель поставил в неравные условия юридические и физические лица. Уровень жизни в России не настолько высок и в большинстве случаев не позволяет гражданину справиться с долгом в размере свыше 100-200 тыс. рублей.

2. Сложность процедуры.

Несмотря на то, что закон действует более года, единообразной практики так и не сложилось. Каждое банкротство гражданина индивидуально. Финансовым управляющим приходиться по крупицам собирать необходимую информацию и с большой осторожностью действовать в процедуре во избежание жалоб и проверок.

Для граждан же сложность составляет сбор множества документов, необходимых для подачи заявления в суд, а это трата времени и нервов.

3. Дороговизна процедуры.

Законодатель не предусмотрел льготы на расходы в процедуре банкротства граждан. Примерная сумма расходов составляет от 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей. Как видим, гражданин не в состоянии самостоятельно погасить долги перед кредиторами, но при этом, обязан изыскать дополнительные денежные средства, которые вероятно будут не подъемны дня него.

4. Возможность прекращения процедуры.

В случае, если у гражданина не хватит денег на вознаграждение финансовому управляющему, арбитражным судом дело о банкротстве может быть прекращено на любой стадии производства. В результате должник останется вне рамок государственной защиты.

Арбитражная практика складывается таким образом, что реструктуризация долгов гражданина не вводится в отношении должника. Законодатель планировал использовать реструктуризацию долгов гражданина как основную процедуру, но в действительности ситуация сложилась другим образом.

По мнению юристов, реструктуризация долгов не смогла найти своего применения из-за низкого уровня доходов граждан, а также нежелания кредиторов предоставлять длительные рассрочки для погашения задолженности должникам. По большей части арбитражные суды вводят процедуру реализации имущества гражданина, по причине невозможности восстановить платежеспособность гражданина.

На 1 декабря 2016 года по Российской Федерации возбуждено 21284 дел о банкротстве физических лиц. Из них процедуры реализации имущества – 15125, а реструктуризации долгов – 6159.

Рассмотрим примеры судебной практики:

Так Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21 ноября 2016 года по делу №А63-5121/2016 должник, признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества.

В судебном заседании суд установил: в отношении должника была введена процедура реструктуризации долгов, был утвержден финансовый управляющий.

Из пояснений Финансового управляющего суд установил, что на собрание кредиторов конкурсные кредиторы, включенные в реестр, не явились, план реструктуризации долгов финансовому управляющему не был представлен.

В соответствии с пунктом 1 статьи 213.12 Закона о банкротстве в ходе реструктуризации долгов гражданина он, кредитор или уполномоченный орган не позднее чем в течение десяти дней с даты истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 213.8 Федерального закона о банкротстве, вправе направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации долгов гражданина.

Согласно отчету, финансового управляющего, в ходе процедуры банкротства ни от должника, ни от кредитора, ни от уполномоченного органа не был получен проект плана реструктуризации долгов гражданина. Доказательства, подтверждающие соответствие гражданина требованиям пункта 1 статьи 213.13 Закона о банкротстве для утверждения плана реструктуризации его долгов, суду не были представлены.

При указанных обстоятельствах, суд счел, что оснований для утверждения плана реструктуризации долгов должника не имеется, в связи с чем, должника следует признать банкротом с применением к нему процедуры реализации имущества гражданина.

Из данного Решения следует, что, не смотря утвержденную процедуру реструктуризации долгов, ни один кредитор не пожелал предоставить план реструктуризации долгов. Цель кредиторов осталась неизменной, получить удовлетворение своих требований.

Решение Арбитражного суда города Москвы, по делу № А40-218528/15-88- 408 "Ф" от 21 марта 2016 г.

В судебном заседании рассматривалось дело по заявлению должника о признании его банкротом.

Гражданином было заявлено ходатайство на основании п. 8 ст. 213.6 Закона о банкротстве о признании его банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина.

В соответствии со статьей 213.3 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган.

Заявление о признании гражданина банкротом принимается арбитражным судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов дела сумма требований кредиторов по денежным обязательствам должника, которые им не оспаривались, составляла 10673000,20 рублей.

На момент рассмотрения дела по существу, задолженность должником не была погашена.

В силу ст. 213.2 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.

Суд решил: Признать Иванова Александра Генриховича банкротом. Ввести процедуру реализации имущества в отношении должника сроком на шесть месяцев.

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 мая 2016 года, по делу № А40-100919/16-30-156Б.

В судебном заседании рассматривалось дело по заявлению должника о признании его банкротом.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд признал заявление должника о признании его несостоятельным (банкротом) обоснованным, в связи, с чем пришел к выводу о целесообразности введения в отношении должника процедуры реализации имущества должника.

При этом арбитражный суд учитывал что доводы заявления должника-гражданина подтверждены представленными вместе с заявлением доказательствами, свидетельствующими об обоснованности обращения должника с заявлением о его банкротстве, в т.ч. сведениями о кредиторской задолженности и сведениями о размерах его активов, а также соответствующими требованиям ст.67 АПК РФ доказательствами, подтверждающими отсутствие у должника достаточного постоянного дохода и имущества, стоимость которого позволила бы надлежащим образом исполнить денежные обязательства перед его кредиторами.

По состоянию на дату рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом - сумма задолженности должника перед кредиторами составляла 2311713, 87 рублей, что превышало 500000 рублей.

Доказательств погашения задолженности должник не представлял.

Должник не трудоустроен, финансово-хозяйственная деятельность юридических лиц, где он является единственным участником и генеральным директором - не велась.

Наличия имущества у должника и достаточного дохода от трудовой деятельности, за счет которых могли быть исполнены в полном объеме денежные обязательства должника в течение непродолжительного времени, не было представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что должника следует признать банкротом в порядке п. 8 ст. 213.6. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и ввести в отношении него процедуру реализации имущества должника, поскольку в данном случае у должника отсутствует источник дохода, позволяющий погасить кредиторскую задолженность.

Суд решил: признать заявление должника – обоснованным. Признать несостоятельным (банкротом) гражданина. Ввести в отношении должника процедуру реализации имущества должника сроком на шесть месяцев.

Как мы видим, суд учитывая все обстоятельства должников и невозможность гражданина расплатиться с долгами вводит процедуру реализации имущества.

В настоящее время законодатели активно ведут доработки в законе о банкротстве с учетом постоянно меняющейся правоприменительной практики.

Во-первых, для физических лиц снижен размер госпошлины при подаче заявления о банкротстве. Размер госпошлины при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) уменьшен для граждан с 6 тыс. руб. до 300 руб. Изменения внесены Федеральным законом от 30 ноября 2016 г., который вступил в силу с 1 января 2017, N 407-ФЗ "О внесении изменения в статью 333.21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Во-вторых, основываясь на практике, сложившейся в течение года, с инициативой в необходимости упрощенной процедуры банкротства граждан выступило Министерство экономического развития РФ. На общественное обсуждение был вынесен законопроект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан)".

Предполагается, что в законную силу настоящий Федеральный закон вступит в силу с 1 марта 2017 года. Если до этого времени гражданин подал заявление о банкротстве, но суд еще не ввел соответствующую процедуру и заявлений кредиторов нет, то суд по просьбе должника может применить упрощенную процедуру.

И так, рассмотрим, основные аспекты законопроекта.

Законодатель дополнил X главу «Банкротства граждан» V параграфом «Упрощенная процедура банкротства гражданина». Настоящим параграфом установлены основные положения для ведения такой процедуры.

• Реструктуризация долгов гражданина при упрощенной процедуре банкротства гражданина не применяется. (п.п.3, п. 1, ст. 223.3 Законопроекта).

Определение о принятии заявления о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре направляется арбитражным судом в течение пяти рабочих дней всем кредиторам должника, указанным в списке кредиторов, приложенном к его заявлению, уполномоченному органу, главному судебному приставу по месту жительства должника.

Должник в течение пятнадцати рабочих дней со дня вынесения указанного определения обязан обратиться к нотариусу или арбитражному управляющему для включения сведений о вынесении такого определения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Указанные лица обязаны включить такие сведения в течение пяти рабочих дней со дня обращения к ним должника.

• Финансовый управляющий при банкротстве гражданина по упрощенной процедуре не утверждается. (Ст. 223.4 Законопроекта). Всю процедуру гражданин будет вести самостоятельно.

• Реализацию имущества гражданин будет проводить самостоятельно.

Гражданин обязан в ходе упрощенной процедуры банкротства осуществлять свои права в отношении имущества, входящего в конкурсную массу, добросовестно и разумно в интересах кредиторов. (п. 4, ст. 223.4 Законопроекта). В течение пятнадцати рабочих дней с даты признания гражданина банкротом по упрощенной процедуре гражданин обязан представить в арбитражный суд предложения о порядке продажи имущества гражданина. Лица участвующие в деле вправе заявить ходатайство о продаже имущества гражданина на торгах, а также в праве заявить возражения против предложенного гражданином порядка продажи, в том числе в части минимальной цены продажи имущества. Отчет о результатах реализации имущества представляется гражданином по форме утвержденной регулирующим органом. Судебное заседание по рассмотрению вопроса о завершении реализации имущества проводится не ранее чем через шестьдесят календарных дней после признания гражданина банкротом.

• Реестр требований кредиторов не ведется.

При подаче заявления о признании гражданина банкротом прилагается список кредиторов. (п.п. 2, п. 3, Ст. 223.4 Законопроекта). Требования кредиторов, не указанные в списке кредиторов, приложенном к заявлению гражданина, которые не имеют права заявлять возражения против признания гражданина банкротом по упрощенной процедуре могут быть заявлены в течение тридцати календарных дней с даты признания гражданина банкротом.

• Собрания кредиторов не проводятся. (п.п. 4, п.3, Ст. 223.4 Законопроекта).

• Не проводится финансовый анализ состояния должника и выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства (п.1, Ст. 223.4 Законопроекта)

В случае, если гражданин не соответствует требованиям, при которых вводится упрощенная процедура, либо в собственность должника поступило имущество, стоимость которого превышает 200 тысяч рублей, на основании ходатайства участника процесса суд вправе отказать в признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре.

Применяться упрощенная процедура будет в отношении гражданина, отвечающего на дату подачи заявления о признании гражданина банкротом совокупности следующих условий (ст. 223.2 Законопроекта):

1. Общий размер долга у гражданина должен составлять не менее пятидесяти тысяч и не более девятисот тысяч рублей. В течение шести месяцев, до даты признании гражданина банкротом, возникло не более четверти суммы таких обязательств и обязанностей;

2. Число кредиторов гражданина не должно превышать десяти;

3. Ежемесячный доход гражданина в течение шести предшествующих месяцев не превышал более чем в три раза установленную величину прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;

4. Гражданин не должен быть зарегистрирован и не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя течение одного года, до даты подачи заявления о признании гражданина банкротом;

5. Средний остаток по всем банковским счетам и вкладам гражданина за шесть месяцев, предшествующих дате подачи заявления о признании гражданина банкротом, не превышал пятидесяти тысяч рублей (за вычетом сумм полученных кредитов);

6. Гражданина не имеет в собственности недвижимое имущество, за исключением имущества, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством;

7. Гражданин в течение одного года, предшествующего дате подачи заявления о признании гражданина банкротом, не совершал безвозмездных сделок по отчуждению имущества, стоимость которого превышает двести тысяч рублей;

8. Гражданин в течение одного года, на дату подачи заявления о признании гражданина банкротом, не должен являться учредителем (участником) коммерческой организации (за исключением публичного либо открытого акционерного общества) либо членом органа управления такой организации;

9. В течение четырех месяцев, на дату подачи заявления о признании гражданина банкротом не изменял место жительства на другой субъект Российской Федерации;

10. Гражданин не должен иметь неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики на дату принятия заявления о признании гражданина.

11. Должно пройти не менее десяти лет с даты завершения процедуры реализации имущества по упрощенной процедуре, в случае если такая процедура применялась, и не менее пяти лет с даты завершения процедуры реструктуризации долгов гражданина, реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве гражданина в связи с заключением мирового соглашения.

Список условий для введения упрощенной процедуры банкротства довольно внушительный, но не смотря на такие условия Минэкономразвития России пояснило, что процедура предназначена для наиболее уязвимой части граждан, которые не обладают активами и источниками доходов, необходимых для финансирования банкнотных процедур.

В этом же Законопроекте предусмотрены санкции для граждан. Предлагается Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнить статьёй 14.13 новой частью 9, где: Предоставление гражданином, обратившимся в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом по упрощенной процедуре, заведомо недостоверных сведений в таком заявлении и приложенных к нему документах, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до тридцати тысяч рублей.».

Минфин согласовал проект при условии, что Минэкономразвития устранит противоречие между новой нормой в части недвижимости, на которую может быть обращено взыскание, и ст. 446 ГК (Имущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам), рассказал «Интерфаксу» источник в финансово-экономическом блоке правительства. Банк России, в свою очередь, поддержал введение упрощенной процедуры банкротства для граждан в затруднительном финансовом положении, но при обеспечении баланса интересов как заемщиков, так и кредиторов, говорит собеседник агентства. Должников кредитуют преимущественно банки, а значит, законопроект нужно обсудить с банковским сообществом, в том числе в вопросе установления предельной суммы долга для упрощенной процедуры, считают в ЦБ.

Несомненно, этим законопроектом дается свобода гражданина для его действий. Суду и лицам, участвующим в деле, как указано в Законопроекте придется основываться на добросовестности гражданина. Участие в деле кредитора по большей степени будет зависеть от самого должника.

Отметим три положительные стороны законопроекта:

1. Ценовая доступность.

2. Сокращенное количество процессуальных действий.

3. Предсказуемость успешного завершение процессуального процесса.

Автор: Юлия Стешева - арбитражный управляющий Ассоциации профессионалов антикризисного управления.

Ссылка по теме преcc-релиза: apau.ru/2017/02/14/pravo-na-potrebitelskoe-bankrotstvo


Ньюсмейкер: Ассоциация профессионалов антикризисного управления
Сайт: apau.ru
E-mail: info@apau.ru

Субъекты РФ: Москва, Ставропольский край
Тематические сайты: Законодательство, право, Менеджмент


   Поделиться: